Виртуальный музей МОУ "Сепычевская средняя общеобразовательная школа"

Верещагинского района, Пермского края

Школа в годы Великой отечественной войны

1941-1945 г.г. - семилетняя школа.

 

Успеваемость.

 

1940-1941 г. – окончило 7 класс 45 учащихся.

Отличница – Соловьева Матрена Затеевна.

Ударников – 17

Юношей -13, девушек – 32.

 

1941-1942 г. – школу окончило 27 человек.

Отличник – Бриткевич Дориан Павлович.

Ударники: Волегова Раиса Ильимечна,

                 Мошева Мария Андреевна,

                 Мошева Феодосия Григорьевна.

                 Смирнова Нина.

Мальчиков – 10, девочек – 17.

 

1942-1943 г. – школу окончило 23 человека.

10 – хорошистов

2 – отличники: Суховская Нинель Алексеевна,

                       Цымина Берта Евсеевна.

девочек – 15, мальчиков – 8.

 

1943-1944 г. – школу окончили 31 человек.

Отличники: Гульцева Мария Ивановна,

                  Лыкова Донора Васильевна,

                  Айзенберг Елизавета Петровна,

                  Меломед Мотель Соломоновна,

                  Шапиро Вениамин Яковлевич.

Ударников – 9 человек.

Мальчиков -10, девочек – 21.

 

1944-1945 г. – школу окончили 20 человек.

Ударники: Жданова Нина Федоровна,

                 Горбунова Анастасия Афанасьевна,

                 Тулещенко Ксения Николаевна,

                 Жданова Раиса Сидоровна,

                 Старикова Васса Федоровна,

                 Шатров Анатолий Федорович.


 

В годы войны школа работала по особому режиму, это отразилось, например, на внеклассной работе, что можно увидеть из приказов прошлых лет:

"Приказ №67ч. по Сепычевской НСШ от 8 августа 1941 г. (кружки)"

В целях налаживания внеклассной работы с учащимися с 1 сентября установить по школе следующие кружки с учащимися:

  1. ПВХО – в младших  и старших классах, руководит классный руководитель.Занятия проводятся 2 раза в неделю.
  2. ГСО – оборонный, готовит детей к сдаче норм ГИО и ворошиловских стрелков.

Согласно  положению Наркомпроса в школе была введена воинская дисциплина. (Приказ №121 от 29 декабря 1942 года)

 

  По Сепычевской неполной средней школе, в соответствии с этим приказом, были сформированы следующие взводы:

1 взвод - 7 класс, командир взвода – Поносова А.К.

1 отделение, командир Горынцев Игорь;

2 отделение, командир Цырмина Берта;

3 отделение, командир Минеев Анатолий;

 

2 взвод - 6 класс, командир взвода – Горбунов А.Н.

1 отделение, командир Голубев Юрий,

2 отделение, командир Глухих Агафья,

3 отделение, командир Лыкова Донора.

 

3 взвод – 5 класс, командир – Попова Л.А.

1 отделение, командир Патраков Николай,

2 отделение, командир Дымов Олег,

3 отделение, командир Мальцева Мария,

4 отделение, командир Ромашов Иосиф.

 

4 взвод – 4 класс, командир взвода – Путина З.И.

1 отделение, командир Минеева Антонина,

2 отделение, командир Березина Екатерина,

3 отделение, командир Носкова Александра.

 

5 взвод – 3 класс, командир взвода – Мялищина З.И.

1 отделение, командир Волегов Иван,

2 отделение, командир Минеев Василий,

3 отделение, командир Дедюхин Евгений.

 

6 взвод – 2 класс, командир взвода – Пасколенко А.М.

1 отделение, командир Тиунова Лидия,

2 отделение, командир Марамыгина Мария,

3 отделение, командир Шатрова Анна.

 

7 взвод – 1 класс, командир взвода – Дзюба П.Р.

1 отделение, командир Фароносова Людмила,

2 отделение, командир Соловьев Григорий,

3 отделение, командир Никулина Акулина.

 

Учащиеся и учителя выполняли общественные работы:

 

  1. Организовывали бригады и делали 2 раза в неделю выходы в лес  по сбору грибов и ягод.(Приказ №66 от 8 августа 1941 года);
  2. школьное здание отапливалось дровами. Дрова школа заготовляла сама. Для этих целей в школе была лошадь. Школьники должны были дрова распилить, расколоть и сложить (Приказ №51 от 9 марта 1941 года);

    

 3. Большую помощь оказывали школьники колхозу в сборе урожая, сборе колосьев

     после жатвы, прополке, выполняли другие работы.

 

Выписка из приказа №115 от 2 сентября 1942 года

     «Школа в нынешнем учебном году в течение месяца провела большую работу в помощь колхозам по окончанию уборки урожая. Силами учащихся вырвано льна в колхозах 13 га… На этот призыв партии и правительства хорошо отозвались большинство учащихся 5-7 классов… Перед наступлением великого праздника октябрьской революции дирекция школы вынесла этим учащимся большую благодарность и отметила их как лучших патриотов Родины… На ряду с этим школа отмечает и плохую работу в отношении того, что не все школьники подчиняются дисциплине и режиму школы. Были те, кто сбегал с работы, что совершенно не допустимо в условиях военных действий. В военное время и дисциплина в школе должна быть военной…

Директор: Тарасова»

 


 

Воспоминания Темкиной Тамары Борисовны, воспитанницы детского дома, переехавшего в  годы войны в Сепыч:

 

"...Расскажу о том, что помню. В те страшные годы мы почувствовали, что такое голод, холод , болезни. Но учиться очень старались. Много было отличников и хорошистов. Те дети, которым учеба давалась трудно, тоже старались. Многих из ровесников я хорошо помню: Айзенберг Лизу, Пуляк Юлю, Меламеда Мотеля, Войницкую Зою, Базилевскую Марию. Но как сложилась их судьба, не знаю, было бы очень интересно узнать. Закончила я в Сепычевской школе 7 классов, и меня отправили для продолжения учебы в 8 класс города Соликамска, со мной было еще несколько человек, так меня разлучили с сестрой, Темкиной Дарьей Борисовной, которая сейчас проживает в  Перми.

   Приехали мы, дети военных лет, в основном сироты, отцы которых воевали или погибли на войне, из Сталинградской области. Там мы были в городе, вернее станице, Николаевской, находящейся недалеко от города Камышина. когда фронт приближался к Сталинграду. Детей, воспитанников детских домов, отправили в Пермскую область. На Волге наш теплоход, не помню по какой причине, стал тонуть, по сигналу успел подобрать нас другой теплоход, «Молотов». Так мы оказались в Сепыче. Было нас около 700 человек. Условия жизни были жуткие. Жили в каком-то бараке, который не отапливался. на стенах не таял снег. Питание было тоже слабое. Мечтали, как о чуде, вволю наесться хлебом. Помню, как за один год умерло около 200 человек. Голодные дети из-под снега вытаскивали и пекли мерзлый картофель. Началась эпидемия болезни, которую называли «Сепычевская оспа». Никто особенно не был этим озабочен. Кому были нужны государственные дети.

Были у нас дети различных национальностей. На это никто не обращал внимания. Много было  русских, украинцев, поляков, евреев, были и болгары и другие. Жили мы в Сепыче, если мне не изменяет память, 2 года. Несмотря на тяжелые материальные условия, мы пели в хоровом кружке, танцевали, занимались вышивкой. В колхозе выполняли все работы: боролись с сорняками, собирали колоски и многое другое, что необходимо было колхозу. В городе Соликамске я находилась 1 год. Условия там были замечательные, мы даже о таком не мечтали. Там нас хорошо кормили, одеты мы были замечательно. Выдали нам теплые шапочки с ушками, валенки, туфельки.

В 1948 году отправились мы на Украину и в Кировоградскую область, город Новомиргород. Нужно было думать о самостоятельной жизни. Было мне уже 18 лет. Я поступила в педучилище… Отработала я в школе 48 лет. работа мне нравилась…»

 


 

Письмо с фронта.

 

    «Здравствуйте, дорогая Евлампия Григорьевна!

    Разрешите  Вам передать пламенный привет и поздравить Вас с международным женским днем 8 марта, пожелать наилучших успехов в работе, а также счастья.

Дорогая Евлампия Григорьевна, Вы, наверное, меня уже не помните. Это пишет Вам Тая Соловьева, я окончила семилетку в 1939 году, после чего училась в ремесленном училище, откуда вышла мастером с шестым разрядом. С 1942 года нахожусь в армии. Дорогая Евлампия Григорьевна , я Вас прошу выслать мне свидетельство об образовании, т.к. то свидетельство утеряно со всеми остальными документами при несчастном случае на фронтовой полосе, а сколько их там!... Этот документ мне необходим для поступления в авиационное училище. Поэтому прошу не отказывать в моей просьбе. На этом разрешите закончить свое крошечное письмо. Прошу передать всем учителям по горячему привету!

С приветом, Тася Соловьева. 5 марта 1944 года»

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz